СТОППАРД Том - СТО́ППАРД (Stoppard) Том (наст. имя и фам. Штрауслер Томаш, Straussler Tomas) [р. 3 июля 1937, Злин, Чехословакия (ныне Чехия)], английский драматург.
Стремительный взлет
Родился в семье врача. Накануне Второй мировой войны отец получил назначение в Сингапур и перевез туда семью. После японского вторжения в Сингапур в 1942 отец погиб, а мать с двумя сыновьями бежала в Индию, где вышла замуж за английского офицера Кеннета Стоппарда, который усыновил ее детей и дал им свою фамилию. Вскоре вся семья перебралась в Англию. Здесь Стоппард окончил школу, после которой в 1954-1960 работал корреспондентом различных бристольских газет. В 1962 в течение нескольких месяцев был театральным обозревателем нового журнала «Сцена» (Scene), где приобрел бесценный опыт знания театрального дела. В 1964 опубликовал подборку рассказов в антологии «Вступление-2» вместе с другими молодыми писателями. В 1965 выступил как драматург, написав пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», принесшую автору сенсационный успех. В 1966 спектакль был показан на международном фестивале экспериментальных театров в Эдинбурге, через год пьеса был поставлена в Национальном театре в Лондоне, премьера прошла с колоссальным успехом.
Особая непохожесть
1968-й год приносит Стоппарду еще две премьеры - «Входит свободный человек» и «Настоящий инспектор Хаунд». Особенно плодотворны для драматурга стали 1970-е: «После Магритта» (1971), «Прыгуны» (1972, пьеса поставлена в Национальном театре и признана лучшей пьесой года), «Травести», или «Пародии» (1974), «Ночь и день» (1978) и др. Стоппард создает в своих пьесах совершенно особый мир, где властвует прежде всего его собственный насмешливый, ироничный, парадоксальный ум. Он сталкивает в пределах одного сюжета акробатов и философов («Прыгуны»), Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс) и Тристана Тцара (см. ТЦАРА Тристан) («Травести»). Ему словно доставляет особое удовольствие озадачивать, ставить в тупик, сбивать с толку. До мозга костей человек театра (сам, впрочем, никогда не занимавшийся ни театральной режиссурой, ни актерским ремеслом), Стоппард идеально постиг его природу, саму суть театральной игры, в которой, быть может, самой для него притягательной составляющей является Маска, позволяющая скрыть истинное лицо. Так ему интересней: завлекать, дразнить, заманивать. Ему интересен мотив двойников и тема зеркал, его увлекает своей загадочностью и непознаваемостью сама идея двойственности, множественности личности, ее отражений, ее текучести, ее размытости, при этом Стоппард - удивительно трезво мыслящий драматург. В 1982 была написана одна из лучших пьес с примечательным для него названием: «Настоящее», где вместо излюбленных головоломок -четко выстроенная фабула, вместо убийственной парадоксальности - цельность авторской позиции. Впервые появляется у Стоппарда герой, которого можно назвать alter ego автора. Это писатель Генри, в чьи уста писатель Стоппард вкладывает собственные мысли.
Диссидентствующие пьесы
В 1968 Стоппард побывал на своей родине, в Чехословакии, а затем и в СССР. Он нелицеприятно отзывался об увиденном, стал членом правозащитной организации «Эмнести интернэшнл (см. ЭМНЕСТИ ИНТЕРНЭШНЛ)». Откликом на это стал ряд диссидентских пьес, первая из которых «Хороший парень стоит доброго отношения» (1978). Речь в ней идет о судьбах советских диссидентов в брежневские времена Викторе Файнберге и Владимире Буковском (см. БУКОВСКИЙ Владимир Константинович) (действие пьесы происходит в «психушке»). Тогда же увидела свет вторая его пьеса из этого цикла - «Профессиональный трюк», посвященная Вацлаву Гавелу (см. ГАВЕЛ Вацлав), как пишет он в предисловии, говоря в нем, что поводом к созданию пьесы послужило появление «Хартии-77». Поводом к написанию следующей пьесы - «Закодированный Гамлет и Макбет» (1979) - послужило письмо, полученное Стоппардом от другого драматурга-диссидента, не менее знаменитого Павла Когоута (см. КОГОУТ Павел), где тот рассказал о поставленной им собственной версии шекспировского «Макбета», которую играли, кочуя по пражским квартирам, изгнанные с «большой» сцены Павел Ландовский и Ванда Храмостова. Стоппард осознал, что именно в «минуты роковые», когда все безмолвствует, Слово способно оказаться мощным, в своем роде единственным знаком противостояния. Однако и в этих пьесах, где так явно, так открыто проявилась его гражданская позиция, нет ни грана открытой публицистичности. Их форма абсолютно художественна и по-стоппардовски театральна, в них присутствует игра, и закрученный, головоломно-детективный сюжет, и хитроумная конструкция - словом, все то, что отличало и отличает его Театр.
На гребне успеха
В 1990 Стоппард выступил в качестве кинорежиссера, экранизировав свою пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Многоопытное жюри прославленного Венецианского фестиваля единодушно присудило ему одну из самых значимых в мире кинонаград - «Золотого Льва». Случай уникальный: театральному драматургу удалось создать идеальную, совершенную киноверсию собственной пьесы, воплотить на экране свой стиль, свой почерк, свою интонацию. Буйство театральной плоти (помноженное на виртуозно использованные возможности, предоставляемые кинематографом) - и мощные философские глубины; за путаной сюжетной канвой, за фантасмагорией и маскарадом читались горестные человеческие судьбы. В 1993 была написана «Аркадия», еще одна ставшая знаменитой пьеса. Ее зашифрованность и головоломность, казалось, способны были отпугнуть даже самых искушенных знатоков, но вновь беспрецедентный театральный успех: и в Лондоне, где премьеру сыграл Национальный театр, и в Петербурге, где она, в постановке Э. Нюганена, предстала на сцене Большого драматического, и в Москве в исполнении курса П. Н. Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр Наумович) (постановка Евг. Каменьковича). Поскольку действие пьесы разворачивается то в английской усадьбе начала 19 века, то в наши дни (причем смена временных планов происходит мгновенно и непредсказуемо), для зрителей особенно важно осознание автором того факта, что человек смертен и что ему не дано предвидеть свое будущее. Стоппарду в этой пьесе удалось затронуть что-то самое главное в жизни и сознании нашего общества, нащупать его болевые точки.
В пьесе «Уловки любви» (1997) драматург вновь обратился к реальным фигурам литературного прошлого Англии (ее главный герой - поэт и критик Алфред Хаусмен, в числе персонажей - Оскар Уайльд (см. УАЙЛЬД Оскар), Джон Рескин (см. РЕСКИН Джон), иные знаменитости). Новая пьеса, судя по отзывам английских критиков, поразила грандиозным пониманием законов театра, чувством сцены, способным превратить кажущийся монотонным словоговорением текст в повод для блистательной актерской игры, для завораживающего темпом неожиданными переходами зрелища.
В 2002 увидела свет его пьеса-трилогия «Берег утопии», сразу же завоевавшая бешеную популярность. Ее действующие лица - русские властители дум 19 в.: Герцен, Огарев, Белинский, Бакунин, Чаадаев, Тургенев, Аксаков и др. Но предстают они невыхолощенными героями хрестоматий, а живыми людьми со всеми их революционными идеями, нерешенными проблемами, любовными страстями.
Несмотря на то что Стоппард не одаривает каждый год читателей и зрителей новой выдающейся пьесой, он по-прежнему остается одним из самых интересных и талантливых драматургов современности.